Трудовой кодекс РФ давно закрепил основные формы участия работников в управлении организацией, в числе которых значится учет мнения представительного органа работников в случаях, указанных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашениями.

Среди случаев, когда необходимо учитывать мнение первичной профсоюзной организации, закон предусматривает учет мнения при принятии локальных нормативных актов. Порядок определен в статье 372 Трудового кодекса РФ.

Перед принятием решения работодатель должен направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

В свою очередь выборный орган первичной профсоюзной организации (профсоюзный комитет) не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Если профсоюзный комитет выразил несогласие с проектом локального нормативного акта либо предложил его усовершенствовать, работодатель может согласиться с мотивированным мнением либо обязан в течение 3 дней провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Если по итогам консультаций стороны не пришли к согласию, оформляется протокол разногласий. В этом случае работодатель вправе принять локальный нормативный акт, а у профсоюзного комитета возникает право обжаловать принятый работодателем документ в государственную инспекцию труда или в суд. Также у профсоюзной организации есть право начать процедуру коллективного трудового спора.

Казалось бы, простой порядок учета мнения при принятии локальных нормативных актов, но не каждому профсоюзному комитету под силу справиться с этой задачей без ошибок. Среди них отмечаются: отсутствие отметки о дате получения документов от работодателя; отсутствие сверки проекта локального нормативного акта на предмет соответствия трудовому законодательству; нарушение сроков рассмотрения проекта локального нормативного акта (более 5 рабочих дней); отправка или вручение работодателю мотивированного мнения без указания исходящей даты и отметки в получении работодателем и т.д.

Проверка локального нормативного акта на соответствие трудовому законодательству и большому количеству подзаконных актов особенно сложна профсоюзному комитету из-за отсутствия глубоких юридических знаний, профсоюзного юриста в “первичке” . Если даже юрист учреждения будет членом профсоюза, маловероятно, что он будет заниматься такой работой.

И здесь на помощь всегда могут прийти специалисты вышестоящих профсоюзных организаций. Красноярская краевая организация Общероссийского профсоюза работников культуры давно имеет опыт оказания содействия членским профсоюзным организациям в таких моментах. Проект локального нормативного акта первичкой направляется в краевую организацию, где специалисты проверяют все юридические составляющие документа и готовят проект мотивированного мнения.

Так, недавно было составлено мотивированное мнение на проект положения об оплате труда одного из краевых учреждений. В результате анализа проекта обнаружено, что в документе отсутствует регулирование выплат за квалификацию некоторым категориям работников, а у других, у которых она не предусмотрена законодательством, установлена; в перечне выплат, причитающихся за каждую половину месяца не предусмотрены выплаты за квалификационную категорию; установлены различные подходы определения размера баллов при оценке результативности и качества труда для определения размеров выплат за важность выполняемой работы, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество: для одних должностей оценка в баллах установлена в абсолютных цифрах без диапазона, а для других – с указанием предлога «до»; персональная выплата за сложность предусмотрена на срок не более трех месяцев, в то время, как краевые нормативные акты временных ограничений не устанавливают.

Также работодателю было обращено внимание на необходимость учета постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П при осуществлении начислений за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Сможет ли профсоюзный комитет самостоятельно справиться с такой информацией? Опыт показывает, как правило, нет.

Вам также может понравиться